Панорама в панораме жизни
В 2012 году музей-заповедник «Сталинградская битва» принял участие и стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимого Благотворительным фондом В. Потанина совместно с Министерством культуры Российской Федерации. Тема проекта — «Панорама в панораме жизни».
Художественная панорама — достаточно молодой вид искусства, ему чуть более двухсот лет. Можно даже назвать точную дату рождения панорам — 17 июня 1787 года. В этот день английскому художнику Роберту Баркеру был выдан патент на панораму как техническое изобретение (позднее такими же видами искусства станут кино и телевидение). Отличительная черта искусства художественной панорамы — синтез художественных и технических достижений. В панораме объединяются художественные средства живописи, скульптуры, театральной бутафории, светотехники и архитектуры. Для достижения максимального «эффекта присутствия» при экспонировании панорамы большое значение имеет специальное техническое оснащение ротонды: устройство верхнего искусственного или естественного освещения, уровень и размеры смотровой площадки и ее ограды, даже условия постепенного подхода зрителя к панораме (адаптация глаза к слабому рассеянному отраженному свету).
В начале XXI века нам трудно оценить то огромное воздействие и впечатление, которое оказывали первые панорамные картины XVIII- XIX веков на современников. Учитывая, что в конце XVIII и первой половине XIX века большинство населения не умело читать, следует признать, что панорама сыграла огромную роль не только в художественном, эстетическом воспитании массового зрителя, но и в повышении его образовательного уровня. Панорамы поражали своей масштабностью, топографической точностью изображения, делали зрителей участниками тех или иных значительных событий. Это было, пожалуй, первое проявление искусства mass-media.
Позже, во второй половине XIX века, к панораме стали относиться как к монументальному виду искусства, учитывая большую силу его воздействия на зрителя. Как следствие, ее стали использовать в идеологических целях. Во второй половине XIX и в начале XX века быстрорастущая популярность и большие доходы от показа панорам, их экономическая рентабельность привели к тому, что панорам стало великое множество, причем создавались они наспех и часто слабыми ремесленными художниками.
Истоки художественных панорам можно видеть в исторических и ландшафтных сюжетах росписей интерьеров дворцов и частных домов. К этому стоит добавить станковые архитектурные ведуты, пейзажи и батальные полотна, а также топографические рисунки, которые не только предшествовали панорамам, но и оказывали непосредственное влияние на процесс их становления. Но в отличие от своих предшественников панорамы — это крупные монументальные объекты. Особую сложность при их создании представляет изготовление специальных гигантских холстов, их подвеска и выполнение живописи на криволинейной поверхности. Цилиндричность панорамы задает форму здания: ротонду, увенчанную сводом или куполом.
Организация архитектурного пространства является одной из главных задач монументального искусства. Но панорама ставит своей целью нейтрализацию архитектуры. Иными словами, зритель должен присутствовать в данном историческом месте, соучаствовать, переживать. В то же время панорама выполняет функции монумента. Да и само здание панорамы выполнялось чаще всего как уникальное сооружение, оно украшалось рельефами, фризами, колоннами, скульптурой на куполах.
Сегодня панорамы есть во многих странах мира. Они либо сохранились с XIX века, либо были созданы во второй половине XX столетия. Конечно, былую функцию своеобразного средства массовой информации панорама уже не будет выполнять никогда, она останется феноменом XIX века. В наше время к панорамам относятся как к особому, редкому виду синтетического монументального искусства и посвящают темам, наиболее значимым для того или иного государства.
В России сегодня действуют только три художественные панорамы. Это «Бородинская битва» в Москве (1912-1963-1967) художника Ф. А. Рубо, «Волочаевский бой» в Хабаровске (1975) художников А. А. Горпенко и С. Д. Агапова и «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в Волгограде (1963-1982), исполненная коллективом художников Студии им. М. Б. Грекова (Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко).
Широкой известностью в России пользуется панорама «Оборона Севастополя» (1905-1954/55) художника Ф. А. Рубо, теперь принадлежащая Украине.
Панорамное искусство выдержало испытание временем, пережив периоды подъема и спада. Это относится как к зарубежным, так и к отечественным панорамам. В XXI веке этот вид искусства совершенствуется, дает некий импульс для возникновения новых форм синтетического искусства. Например, сейчас известно, что обсуждается идея панорамного театра, уже существуют синерама, панорамическое кино, неорама. Вероятно, был прав В. В. Стасов, назвав в свое время панораму «искусством будущего».
В рамках проекта собраны и систематизированы материалы по истории, художественной и технологической специфике панорам, сформирована коллекция цифровых представлений ныне действующих панорам из разных стран мира, сохранившиеся изображения утраченных панорам. Собранный материал планируется представить в музее-панораме в виде интерактивной экспозиции при помощи шлемов виртуальной реальности и виртуального экспозиционного центра (киоск). Посетители музея смогут совершить виртуальное путешествие по панорамам различных времен и народов, познакомиться с историей, уникальной спецификой и разнообразием этого вида искусства. Современные электронные технологии позволят представить посетителям технологические и творческие этапы создания нашей панорамы от проектирования здания, уникальных работ по подготовке холста, через карандашные эскизы и подмалевки к современному полотну. Камерные первоначальные эскизы панорамы смогут прозвучать как монументальные полотна, помогая понять глубину замысла художника. Впервые в военно-патриотическом музее прозвучит сугубо мирная, гуманистическая тема панорамы как жанра ИСКУССТВА.
Помимо выставки в стенах музея часть экспозиции будет вынесена в открытое городское пространство. На площадке перед главным фасадом ротонды будет установлен информационный киоск и мощная проекционная система, в темное время суток проецирующая материалы виртуальной экспозиции на многометровый «экран» — белую известняковую стену здания панорамы.
С. Л. Аргасцева, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва».