Размер шрифта Цветовая схема
RU

Панорама в панораме жизни

«Меняющийся музей в меняющемся мире» 2012 - награда в конкурсеВ 2012 году музей-заповедник «Сталинград­ская битва» принял участие и стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимого Благотворительным фондом В. Потанина совместно с Министерством куль­туры Российской Федерации. Тема проекта — «Панорама в панораме жизни».

Художественная панорама — достаточно мо­лодой вид искусства, ему чуть более двухсот лет. Можно даже назвать точную дату рождения па­норам — 17 июня 1787 года. В этот день англий­скому художнику Роберту Баркеру был выдан патент на панораму как техническое изобрете­ние (позднее такими же видами искусства станут кино и телевидение). Отличительная черта ис­кусства художественной панорамы — синтез ху­дожественных и технических достижений. В па­нораме объединяются художественные средства живописи, скульптуры, театральной бутафории, светотехники и архитектуры. Для достижения максимального «эффекта присутствия» при экспонировании панорамы большое значение имеет специальное техническое оснащение ро­тонды: устройство верхнего искусственного или естественного освещения, уровень и размеры смотровой площадки и ее ограды, даже условия постепенного подхода зрителя к панораме (адап­тация глаза к слабому рассеянному отраженному свету).

В начале XXI века нам трудно оценить то огромное воздействие и впечатление, которое оказывали первые панорамные картины XVIII- XIX веков на современников. Учитывая, что в конце XVIII и первой половине XIX века боль­шинство населения не умело читать, следует признать, что панорама сыграла огромную роль не только в художественном, эстетическом вос­питании массового зрителя, но и в повышении его образовательного уровня. Панорамы пора­жали своей масштабностью, топографической точностью изображения, делали зрителей участ­никами тех или иных значительных событий. Это было, пожалуй, первое проявление искус­ства mass-media.

Позже, во второй половине XIX века, к панораме стали относиться как к монументально­му виду искусства, учитывая большую силу его воздействия на зрителя. Как следствие, ее стали использовать в идеологических целях. Во второй половине XIX и в начале XX века быстрорасту­щая популярность и большие доходы от показа панорам, их экономическая рентабельность при­вели к тому, что панорам стало великое множе­ство, причем создавались они наспех и часто сла­быми ремесленными художниками.

Истоки художественных панорам можно ви­деть в исторических и ландшафтных сюжетах росписей интерьеров дворцов и частных домов. К этому стоит добавить станковые архитектур­ные ведуты, пейзажи и батальные полотна, а так­же топографические рисунки, которые не только предшествовали панорамам, но и оказывали не­посредственное влияние на процесс их станов­ления. Но в отличие от своих предшественников панорамы — это крупные монументальные объ­екты. Особую сложность при их создании пред­ставляет изготовление специальных гигантских холстов, их подвеска и выполнение живописи на криволинейной поверхности. Цилиндричность панорамы задает форму здания: ротонду, увен­чанную сводом или куполом.

Организация архитектурного пространства является одной из главных задач монументаль­ного искусства. Но панорама ставит своей целью нейтрализацию архитектуры. Иными словами, зритель должен присутствовать в данном исто­рическом месте, соучаствовать, переживать. В то же время панорама выполняет функции мо­нумента. Да и само здание панорамы выполня­лось чаще всего как уникальное сооружение, оно украшалось рельефами, фризами, колоннами, скульптурой на куполах.

Сегодня панорамы есть во многих странах мира. Они либо сохранились с XIX века, либо были созданы во второй половине XX столетия. Конечно, былую функцию своеобразного сред­ства массовой информации панорама уже не будет выполнять никогда, она останется фено­меном XIX века. В наше время к панорамам от­носятся как к особому, редкому виду синтетиче­ского монументального искусства и посвящают темам, наиболее значимым для того или иного государства.

В России сегодня действуют только три ху­дожественные панорамы. Это «Бородинская битва» в Москве (1912-1963-1967) художника Ф. А. Рубо, «Волочаевский бой» в Хабаровске (1975) художников А. А. Горпенко и С. Д. Ага­пова и «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в Волгограде (1963-1982), ис­полненная коллективом художников Студии им. М. Б. Грекова (Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко).

Широкой известностью в России пользу­ется панорама «Оборона Севастополя» (1905­-1954/55) художника Ф. А. Рубо, теперь принад­лежащая Украине.

Панорамное искусство выдержало испытание временем, пережив периоды подъема и спада. Это относится как к зарубежным, так и к отече­ственным панорамам. В XXI веке этот вид искус­ства совершенствуется, дает некий импульс для возникновения новых форм синтетического ис­кусства. Например, сейчас известно, что обсуж­дается идея панорамного театра, уже существуют синерама, панорамическое кино, неорама. Веро­ятно, был прав В. В. Стасов, назвав в свое время панораму «искусством будущего».

В рамках проекта собраны и систематизиро­ваны материалы по истории, художественной и технологической специфике панорам, сформиро­вана коллекция цифровых представлений ныне действующих панорам из разных стран мира, со­хранившиеся изображения утраченных панорам. Собранный материал планируется представить в музее-панораме в виде интерактивной экспо­зиции при помощи шлемов виртуальной реаль­ности и виртуального экспозиционного центра (киоск). Посетители музея смогут совершить виртуальное путешествие по панорамам различ­ных времен и народов, познакомиться с исто­рией, уникальной спецификой и разнообразием этого вида искусства. Современные электронные технологии позволят представить посетителям технологические и творческие этапы создания нашей панорамы от проектирования здания, уникальных работ по подготовке холста, через карандашные эскизы и подмалевки к современ­ному полотну. Камерные первоначальные эскизы панорамы смогут прозвучать как монументаль­ные полотна, помогая понять глубину замысла художника. Впервые в военно-патриотическом музее прозвучит сугубо мирная, гуманистиче­ская тема панорамы как жанра ИСКУССТВА.

Помимо выставки в стенах музея часть экспо­зиции будет вынесена в открытое городское про­странство. На площадке перед главным фасадом ротонды будет установлен информационный ки­оск и мощная проекционная система, в темное время суток проецирующая материалы вирту­альной экспозиции на многометровый «экран» — белую известняковую стену здания панорамы.

С. Л. Аргасцева, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва».

Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
(8442) 550-083
Волгоград, ул. Гоголя, 10
(8442) 550-151
Волгоград, площадь Павших Борцов, 2
(8442) 386-067